Александр Засс и его система тренировок. Часть 3


Автор: Андрей Антонов

2.5 года Александр Засс проработал в цирке Чая Яноша, объезжая Венгрию в летние месяцы, а каждую зиму гастролируя в Чехословакии, Румынии, Сербии и Австрии. Несмотря на маленький рост и вес Александр был вторым в группе борцов после самого Яноша – звездой борцовской группы. На это и была сделана ставка. Каждое представление борцы выходили на арену под музыку и проходили маршем один круг, Чая возглавлял колонну, а Александр замыкал ее. Затем приглашались желающие померяться силой. Когда таковые выходили, им говорили, что перед тем как встретиться с чемпионом Яношем им надо побороть всех борцов начиная с конца. А поскольку Засса побороть никто не мог, этим дело и заканчивалось. Что и требовалось, поскольку многие борцы не годились для поединков, и причиной включения в группу были лишь показательные бои. За указанный период времени Засс устал от борьбы и решил поменять свой номер. На этот раз он решил опять возвратиться к дрессировке. За несколько месяцев Засс обучил свою собаку делать ряд акробатических номеров, в том числе переднее сальто и обратился к управляющему цирка Талота за ангажементом. В этом цирке Засс отработал сезон. У него даже появилась напарница, юная леди, эквилибристка и наездница, встреченная им в Сербии - мисс Кити. Вдвоем они давали увлекательное шоу. Количество собак увеличилось до четырех. Напарники перебрались в Будапешт, где с большим успехом давали номера в «Казино» и «Орфее». Но тут их подстерегало несчастье. Засс подхватил простуду, которая вызвала такие осложнения, что он был на грани жизни и смерти. Китти уехала в Сербию и проявила такие способности к работе, что вполне справлялась одна. А Александр после выздоровления и последующей реабилитации с использованием своих методов тренировки вновь ощутил желание выступать в роли силового атлета. И как раз в этот период, когда он раздумывал продолжать ли работу дрессировщика или вернуться в качестве циркового силача, Засс получил письмо от Шмидта, того самого, у которого он неделю выступал в цирке будучи военнопленным. Шмитд писал, что у него для Александра есть очень интересное коммерческое предложение и просил его вернуться в Будапешт для его обсуждения.
Оказавшись снова в Будапеште Засс поспешил к Шмидту и то, что он услышал от него, его заинтересовало. В соседнем цирке было заявлено о появлении нового силача Зигмунда Брайтбарта. Он рвал цепи сковывающие руки и грудную клетку, голыми руками загонял гвозди в толстые доски, лежал на ложе из острых гвоздей в то время как на его груди размещали тяжелый камень, по которому били кузнечными молотами и сдерживал рвущихся в разные стороны лошадей.
Шмидт очень верил в мои силы – намного больше, чем я сам в то время, - и замысел его был в том, чтобы заявить меня в своем цирке как конкурирующий аттракцион.
Шмидт был самым щедрым работодателем Засса. Александр рассказал про болезнь и боязнь рецедива. Шмидт согласился, что рисковать неразумно, но не хотел отказываться от своей идеи. «Почему бы тебе не пожить у меня, - сказал он, - и усиленно тренироваться, чтобы набрать нужную форму? Уверен, ты ее хорошо восстановишь. Если нужны деньги на текущие расходы, я тебе с радостью дам их, так как это станет хорошим вложением». Вера Шмидта воодушевила Засса, а щедрость растрогала. Но в деньгах он не нуждался, номера с собачками были весьма доходны, а гостеприимством воспользовался и приступил к тренировкам. Через месяц он уже был готов к конкурентоспособному выступлению. Было принято решение придумать имя для выступлений и после нескольких рассмотренных вариантов решили остановиться на имени, предложенном супругой Шмидта – «Самсон». По городу были расклеены афиши, которые сообщали, что «Самсон – сильнейший человек земли» скоро начнет выступать в цирке Шмидта, и несмотря на то что он намного меньше в размерах, чем Брайтбарт, он будет делать более мощные номера. Но из-за проблем с выправлением паспорта Брайтбарт не смог приехать и Засс собрал больший урожай, чем предполагалось, делая выходы по нескольку раз в день, собирая публику в двух огромных залах, и получая самое большое жалованье из того, что приходилось до той поры держать в руках.
Работа в цирке Шмидта вполне устраивала Засса и он не желал перемен, но судьба распорядилась иначе. Однажды из Франции прибыл некий мосье Дебрэ, представляющий парижский новый цирк, занимающийся поиском и привлечением номеров, которые могут оказаться интересными для его патронов. Он обратился к Шмидту с предложением отпустить Александра к ним. Шмидт обсудил с Александром этот вопрос, и, хотя Засс не хотел его покидать, считая, что у него есть моральные обязательства перед директором, Шмидт убедил Александра принять предложение Дебрэ, поскольку тот был уполномочен предложить жалованье намного больше настоящего.
В Париж Засс прибыл в октябре 1923 г. и дебютировал, как и предсказывали с огромным успехом. Но он не долго оставался в Новом цирке, так как понял, что спрос на его услуги все время растет. Засс не желал себя связывать с каким-то местом на слишком долгий срок. До тех пор, пока он оставался не связанным контрактом надолго всегда была перспектива найти более высокооплачиваемую работу и Александр внимательно изучал и подписывал контракты. Как это расходится с описанием кабального контракта с мифическим сеньором Пазолини в повести Шапошникова! Засс выехал в Швейцарию, потом в Италию, выступая не в цирках, а в залах варьете. Там он получил письмо с приглашением приехать в Англию и быть «гвоздем программы» в мьюзик-холлах. Побывать в Англии было одним из заветных желаний Засса и он не раздумывая принял это предложение. Тем более все необходимые бумаги и билеты прилагались к письму. И вот субботним вечером 1924 г. в одиночку, совершенно не зная английского, Александр Засс прибыл в страну с которой свяжет судьбу до конца своих дней. Датой его дебюта в Англии как исполнителя силовых номеров стало 4 февраля 1924 г. Народ Лондона принимал Самсона с распростертыми объятиями. В течении года Засс работал без выходных. Из Хэкни он перешёл в Шефердз Буш, потом в Альгамбру, затем выехал из Лондона объезжая в течении 3 недель провинции, работая в Манчестере, Бристоле и Чэтеме. Затем вновь вернулся в столицу, собирая полные залы крупнейших мьюзик-холлов: «Колизей», «Чизик», «Клапам». О своих успехах Засс написал два письма отцу, которые адресату за два года до его смерти. Постоянные выездные гастроли Александра стали неотъемлемой частью его работы. Куда бы он ни ездил, везде ему оказывали самый сердечный и воодушевляющий прием. Засс постоянно усовершенствовал свою программу добавляя новые номера. В 1925 г. он подписал контракт и успешно гастролировал в Ирландии. В центре Лондона на Флит-стрит, Александр открыл Институт здоровья и физической культуры Самсона и выпускал, и рассылал по подписке буклеты с упражнениями от Самсона. «Самсон – сильнейший человек Земли» - значилось на конвертах бланках писем и визитных карточках Александра. Директор знаменитого тяжелоатлетического клуба «Камбервел», чемпион мира по тяжелой атлетике мистер У. А. Пуллум (именно благодаря ему были опубликованы мемуары Засса), писал о нем в журнале «Силач»: «Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Причина, которая заставляет подозревать Самсона в недобросовестных трюках, — его «внешность». Лучше сказать — отсутствие этой «внешности». Ибо, если сравнить его с гигантами, посещавшими Англию в былые времена, он, несмотря на мощную мускулатуру, сильно проиграет. Его рост — 1 метр 66 сантиметров, вес — не более 75 килограммов. Был бы он громадным детиной, его номера, возможно, и воспринимались бы как более правдоподобные. Правда, расширение его груди и расширение мышц колоссальны (экскурсия грудной клетки равна 23 сантиметрам: 96—119 сантиметров. Но это не бросается в глаза)».
Книга Засса была опубликована в 1925 году, год спустя после прибытия в Англию, но удивительная судьба атлета продолжалась. На британской земле Засс провел еще почти четыре десятилетия. В преклонном возрасте он подумывал о написании еще одной книги, но по-видимому не нашел издателя, который бы инициировал эту работу. Дальнейшие факты его биографии, как я уже упоминал, удалось установить Игорю Храмову, президенту Оренбургского благотворительного фонда «Евразия». Он даже предпринял командировку в Англию в Хокли, где завершил свой жизненный путь великий атлет. В частности, он установил факт женитьбы Самсона, о чем не упоминали предыдущие биографы атлета. В 1926 г. 38-летний Засс женился на 16-летней Бланш Лич, дочери артистов мьюзикл-холла. Бланш сама выступала под псевдонимом Луис Луиза. Семейное счастье продолжалось недолго. Бланш погибла на сцене театра «Палас» в Манчестере от травмы, причинённой бабуином. Сохранились свадебные фотографии Засса и документ подтверждающий, что Бланш Засс скончалась в 1927 г. от кровотечения. Она была на четвертом месяце беременности.
Больше Самсон узами брака себя не скреплял, но вне всякого сомнения самой значимой женщиной в последующей судьбе Засса была его ассистентка Бетти. В 1925 г., за год до своей женитьбы, Александр познакомился с 18-летней танцовщицей. За год до этого Бети бежала из родительского дома, чтобы выступать в танцевальной группе «Тиллер Гёрлс». Засс предложил ей стать его ассистенткой в одном из знаменитых номеров. Он висел вниз головой под куполом цирка, ногой в петле и держал в зубах канат, на котором была подвешена платформа с пианино и играющей на нём пианисткой. Этой пианисткой ей и предстояло стать на ближайшие 25 лет. Кроме того, ей вменялось в обязанность ухаживать за дрессированными собачками и обезьянами. Вскоре она подготовила свое первое сольное выступление с дрессированными животными. А в 1930 г. ее имя появилось на афише рядом с именем Засса. Про Бетти пишет и Шапошников, правда почему-то переносит их знакомство в период, когда Засс выступал в цирке Шмидта после третьего побега из лагеря военнопленных и пишет, что Засс выступал тогда у Чао Януша, и именно «страшный венгр» их и познакомил. Это не соответствует действительности, потому что Бетти в тот период было не больше 10 лет, а с Чао Засс познакомился спустя пару лет после описываемого периода, уже после четвертого побега и работы портовым грузчиком. Это еще раз говорит о том, что к повести Шапошникова и Драбкина надо относится не как к биографии, а как к художественному произведению. Сопоставляя авторскую книгу Засса и повесть, написанную его племянником, в последней можно увидеть массу хронологических несоответствий и выдуманных событий, опровергаемых как самим Зассом, так и архивными документами.
В 1975 г. 68-летняя миссис Бетти Тилбэри дала интервью в газету под названием и «Я влюбилась в силача Самсона», в котором не скрывала свою связь с Зассом: «Он был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила». Наверное, поэтому она терпела его постоянные интрижки на стороне. Засс всегда пользовался популярностью у женщин и отвечал им взаимностью. Первые 10 лет совместной жизни Бетти прощала ему всё. И лишь после крупной ссоры в 1935 г. она сказала: «Хорошо, тебя не исправить, останемся просто друзьями». Два года спустя она вышла замуж за циркового наездника, впоследствии клоуна Сида Тилбэри, но совместные выступления в номере Засса продолжались.
Пик славы Зассы пришелся как раз на 30-е годы ХХ века. Одним из ключевых номеров в его выступлениях было разрывание цепи, обмотанной вокруг тела. Каждый новый импресарио появлялся перед Зассом с толстой прочной цепью. Это был своего рода экзамен. Но Самсон демонстрировал этот номер в десятках вариантах, разрывая метал разными группами мышц. Засс регулярно носил по сцене лошадь весом более 300 кг, взваленную на плечи. Он повторял это и просто на публике под открытом небом. Для демонстрации колоссальной вертикальной нагрузки на плечи Самсон соорудил специальную вышку. Стоя на верху он удерживал на плечах подвешенные мостки с группой людей. На самой известной фотографии, где в такой группе запечатлен Уинстон Черчилль, Засс держит на плечах еще 13 человек.
В конце 20-х импресарио Засса Ховард устраивал «дорожные шоу» в разных городах Европы. Заменяя домкрат Засс отрывал от земли с одной стороны грузовые автомобили. Огромной популярностью пользовалось выступление, когда на какой-нибудь из площадей при большом стечении народа Самсон укладывался на землю, а по нему: по ногам, по пояснице проезжало авто с 5-6-ю пассажирами. Растяжку лошадьми Засс тоже часто практиковал на широкой публике. «Человек мощностью в две лошадиные силы» - зазывал рекламный плакат на шоу, где Самсон удерживал двух лошадей, рвущихся в разные стороны. Одним из коронных номеров было забивание огромных гвоздей в толстую доску ладонью руки. Об этом взахлеб писала английская пресса. Однажды Засс не рассчитал удара и пробил насквозь руку. Оказавшись пригвожденным таким образом к доске, Александр взялся пальцами свободной руки за шляпку гвоздя и вытащил его из дерева, словно клещами. Поистине, уникальным был номер под названием «Человек-снаряд». Другие силачи ловили 9-килаграммовое ядро, которым выстреливала с небольшого расстояния пушка. Засс выбрал ядро себе под стать – 90 кг. Но для большей зрелищности после долгих расчётов и поисков Засс создал чудо пушку, стрелявшую не металлом, а очаровательной девушкой. Это была Лилиан ля Брам, новая фаворитка Засса. Пролетая 8 метров по сцене, она попадала в железные руки Самсона. Её появление в его жизни и стало той последней каплей, после которой Бетти решила порвать с любимым. Номер с пушкой тщательно отрабатывался. Его премьера состоялась в сезоне 1935-36 года в Белфасте (Северная Ирландия). «Рождественский цирк» в Кингс-Холле анонсировал выступление как «Человек-снаряд». Весь 1936 г. Засс демонстрировал этот номер с ля Брам в Ирландии в составе цирка «Джон Даффи и сыновья». Этот же номер Засс возил в 1937 г. в США. За океаном особенным успехом пользовались его прогулки с лошадью на плечах. В декабре 1960 г. Засс напишет в письме своему племяннику Юрию Шапошникову в Москву: «Моя лошадь, которую я носил в Англии – 784 английских фута (356 кг). В Америке носил лошадей разного веса. Большей частью брал напрокат у ковбоев – малого веса». «В Манчестере во время строительных работ, — сообщает афиша, — Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял в зубах железную балку с земли, и был перенесен на верх здания подъемным краном, в то время как толпа, разинув рты, стояла внизу. Если бы Самсон разжал рот, толпа никогда не смогла бы рассказать, что она видела, — немало любопытных жизнью заплатили бы за любопытство». Вот отрывок афиши Самсона во время гастролей по Англии: "Самсон предлагает 25 фунтов стерлингов тому, кто собьет его с ног ударом кулака в живот. Разрешается принимать участие боксерам–профессионалам. ...Приз в 5 фунтов стерлингов дается тому, кто согнет подковой железный стержень". Железный стержень, о котором шла речь, представлял собой прут квадратного сечения приблизительно 1,3х1,3х26 см. На каждом выступлении, после неудачных попыток зрителей Засс сгибал его в подкову. Александр вызывал на спор любого, кто был готов сбить его с ног ударом кулака в живот. При этом Самсон приглашал и профессионалов. В. Агаджанян и А. Катков в своей книге «Резервы нашего организма» писали: «Кстати, известный английский боксер Том Бернс, испробовавший свою силу во время выступления Самсона, сломал о его живот кисть руки». Эта история, так же, как и история с раненой лошадью пробрела огромную популярность и повсюду цитируется в Сети. Но подтверждения ей я нигде не нашел. В архиве есть фото, где многократный чемпион мира по боксу канадец (а не англичанин) Томми Бёрнс, пытается свалить Самсона. Томми Бёрнс по прозвищу «Маленький гигант» был выдающейся фигурой в мире профессионального бокса. Он был самым низкорослым в истории чемпионом мира в супертяжелом весе, его рост был всего 170 м, но размах рук при этом достигал 188 см. Спортивные заслуги Бёрнса со временем были оценены сполна: он был введён в канадские Залы славы спорта и бокса, австралийский Зал славы бокса, Зал славы самого авторитетного боксёрского журнала The Ring, мировой Зал славы бокса (WBHOF), а в 1996 году стал членом и самого престижного для любого боксёра международного Зала славы бокса (IBHOF). Кстати он был единственным среди всех чемпионов-тяжеловесов, кто никогда на протяжении профессиональной карьеры не имел менеджера. Томми всегда сам вёл переговоры по организации боёв и составлял контракты. Последний бой он провел в 1920 г. Фото, где Бёрнс наносит удар Зассу, сделано скорее всего в 30-х годах, то есть через 10 лет после завершения боксерской карьеры. Но даже с учётом этого слабо верится в то, что рядовые зрители, пытавшиеся сбить Самсона с ног не травмировались, а профессиональный боксёр такого уровня, хоть и бывший, получил перелом. Ни сам Засс, ни его биографы об этом факте нигде не упоминают.
С началом Второй мировой войны Засс оказался перед угрозой быть интернированным, поскольку английского гражданства у него не было. До самой смерти он прожил в Соединенном Королевстве по виду на жительство, так и не отрёкшись от русской Родины. Чтобы не искушать судьбу он отказался от публичных выступлений, а Бетти нашла ему место в зоопарке Чессингтона. Засс переехал из столицы в Пэйтон на побережье Ла-Манша, куда перевезли многих животных, эвакуированных из зоопарка, и вновь занялся дрессировкой. С ассистенткой Маргэрит в 1941 г он уже представляет новую программу с двумя слонами и собачками наездницами и шимпанзе. В зоопарках Фримли и Пэйнтона Засс отвечал за работу с животными и одновременно сам занимался дрессурой. Ближе к концу войны Александр постепенно вышел из тени и дал многочисленные интервью, в которых рассказывал о работе с подопечными.
После войны совместные выступления Александра и Бетти возобновились. В 1951 году Засс, Бетти и ее муж клоун Сид приобрели на троих домик в г. Хакли на Пламбероу Авеню. Во время войны Сид был морским офицером. Однажды во время воздушной атаки он бросился на палубу, а когда встал, все вокруг него оказались мертвы. Тела, окружающие его, по-видимому защитили его от пуль. Тогда он поседел за одну ночь.
В 1952 г. во время выступления петля, к которой Засс был подвешен за ногу лопнула. Вся сложная конструкция вместе с пианино, Зассом и Бетти рухнула. Александр отделался переломом ключицы, а с Бетти дело обстояло серьезнее: поврежден позвоночник, разбито колено и сломана лодыжка. Два года она провела на больничной койке. Но смогла не только встать, но и вернуться на арену и работать в номере наездницей. Но потом произошла второе несчастье, ее сбросила лошадь и с тех пор Бетти оказалась прикованной к инвалидной коляске до конца жизни. Игорь Храмов писал, после командировки в Англию, что жители Хокли отзывались о Бети с большой симпатией. Она казалась сгустком доброй энергии, бойко перемещаясь в голубой инвалидной коляске по городку.
Отношения Александр – Бетти – Сид были поистине удивительными. До конца. Так же удивителен был и их дом. Известная воздушная гимнастка Жаклин Джонс так описывала свое посещение его в 10-летнем возрасте.
«Дом был наполнен обезьянами, собаками и прочей живностью. В большом сарае Самсон устроил цирковой манеж, кругом стояло множество стоек, под потолком висела трапеция. Во дворе стоял старый автобус с занавесочками. В гостиной зеркала из толстого гранёного стекла, обрамленные резной деревянной рамой, мерцали над потрескивающим очагом. По бокам каждого из них были вырезаны львиные головы. В середине комнаты стоял большой полированный стол ручной резьбы с откидной крышкой. Каждая из его изогнутых ножек заканчивалась львиной лапой. Львиные головы были так же среди переплетенных ветвей деревьев, вырезанных по верхнему периметру стола. Огромный черный котел, подвешеный на крюке, шумно бурлил на огне. От него исходил странный сладковатый запах. В двух комнатах Засса стены были украшены гобеленами с разнообразными тканными рисунками. На одном их них, висящим над камином, был изображен Тарас Бульба. На дверных косяках висели связки лука и чеснока.
-Ешь лук, и никакие микробы тебе не страшны,- объяснил Самсон,- если все вокруг болеют, это предохранит тебя. Ты же видишь, я никогда не болею».
Все в доме Александра выглядело необычно и удивительно для будущей звезды цирковой арены и Засс умело поддерживал эту сказочную атмосферу.
Сезон 1953 г. Засс провел в цирке «Гипподром» в Грейт-Ярмуте, где выступал с шимпанзе. В 1954 г. Александр работал главным администратором «Нового Калифорнийского цирка» в Вокингхэме. Он выступал со своими знаменитыми собаками и с шотландским пони. 23 августа того же года по заказу телекомпании Би-Би-Си было организовано последнее публичное выступление Самсона с силовыми номерами. И хотя Зассу было тогда 66 лет, а не 71 год, как объявлял голос за кадром, увиденное впечатляло. Хотя он и отошел от силовых номеров, но был ещё в прекрасной форме. Гнул в дугу железную перекладину и тянул автобус с группой театра «Лондон Палладиум».
Дальнейшие цирковые выступления Засса были связаны только с дрессировкой. Хотя иногда для развлечения публики он включал в свои программы силовые номера. Например, в 1958 г. в 70-летнем возрасте он в специальном коромысле носил по арене двух львов.
Летом 1962 г. в его доме фургоне случился пожар. 74-летний Самсон отважно бросился внутрь спасать из огня шимпанзе. При этом он получил ожог головы и сильно повредил глаза. После этого он так и не смог оправиться. В понедельник 24 сентября «Он постоянно повторял что скоро умрет и что лучше пусть он умрет, чем будет болеть». Он дал Бетти подробные инструкции по поводу своих похорон. При этом он настаивал, чтобы она заказала могилу с таким расчётом, чтобы потом, когда-нибудь они могли быть похоронены там втроем. Через день, рано утром в больнице соседнего городка Рошфор, Засс скончался в возрасте 74 лет. Сид Тилбэри умер два года спустя, и его, согласно завещанию Самсона, похоронили в той же могиле. Он всегда знал об отношениях Засса и своей супруги, но он знал, что с 1935 г. это были только дружеские связи. Перед смертью Бетти завещала похоронить себя в той же могиле, но ее воля не была исполнена.
В августе 2006 г. в Оренбурге была открыта первая в мире музейная экспозиция, посвященная Александру Ивановичу Зассу, под названием «Возвращение Русского Самсона». На открытие из Хоксли приезжали председатель местного совета Ричард Вингоу со своей супругой. В рамках открытия экспозиции выступал известный ижевский силач, последователь Засса Иван Шутов, занесенный за свои силовые номера в Книгу рекордов Гиннеса. Он писал предисловие к поздним изданиям книги Шапошникова и Драбкина и называл себя учеником Засса. Шутов рвал цепи, забивал голой рукой гвозди в толстенные доски и модернизировал «дорожное шоу» Самсона – удерживал руками не коней, разбегающихся в стороны, а два разъезжающихся автомобиля «скорой помощи». Колеса прокручивались на месте, резина дымилась, а публика замирала в восхищении.
23 декабря 2008 г. на площади перед оренбургским цирком состоялось открытие памятника Русскому Самсону. Автор бронзовой скульптуры - известный российский скульптор, народный художник России, Александр Рукавишников. На постаменте коленопреклоненный Засс завязывает толстый металлический прут в сложный узор...